Комплексный инвестиционный проект (КИП) – инвестиционный проект, состоящий из нескольких взаимосвязанных инвестиционных проектов, предполагающих создание объектов промышленности и совместное использование объектов инфраструктуры и направленных на достижение синергетического эффекта от их реализации.
Реализация КИП, как правило, происходит на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), в котором мандат государства заключается в создании необходимых объектов инфраструктуры общего пользования, а частные инвесторы осуществляют реализацию собственных инвестиционных проектов. При реализации КИП решаются следующие государственные задачи:
- создание/развитие инфраструктуры необходимой для реализации промышленных инвестиционных проектов (наличие крупного промышленного потребителя создаваемой инфраструктуры);
- привлечение частных инвестиций в реализацию КИП на принципах ГЧП;
- повышение эффективности использования ресурсно-производственного потенциала территорий.
Разработка КИП в энергетическом комплексе позволяет решить проблему согласования документов, устанавливающих перспективное развитие тепло- и электроэнергетики в субъекте Российской Федерации, и сформировать инструментальную базу для реализации и управления такими сложными проектами, как перспективное развитие тепло- и электроснабжения на региональном уровне.
План мероприятий в рамках подготовки КИП
1. Выявление инвестиционных проектов, претендующих на структурирование и реализацию с использованием ГЧП-механизмов.
2. Сбор технико-экономической, финансовой, правовой, маркетинговой, разрешительной информации о выявленных инвестиционных проектах (создание системы взаимодействия и сбора информации из российских и зарубежных источников).
3. Выявление оптимальных организационно-правовых схем создания объектов, определение приоритетных объектов для финансирования по схеме ГЧП.
4. Выработка предложений по оптимизации структуры и формы управления объектами государственной и муниципальной собственности в системах теплоснабжения.
5. Формирование предложений по государственно-частному или государственному финансированию объектов, показатели по которым недостаточны для привлечения частных инвесторов, в том числе с обоснованием бюджетной эффективности, предполагаемых форм предоставления сторонами гарантий исполнения обязательств, определением основных экономических показателей эффективности проектов, возможных рисков при реализации проектов и предлагаемых способах их страхования (минимизации).
6. Проработка инструментов возврата планируемых к привлечению в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта финансовых ресурсов.
7. Формирование организационных внутри- и межведомственных инструментов по подготовке и принятию решений по реализации проекта (служба заказчика, рабочие группы, вовлечение профильных органов государственной власти РФ и субъектов РФ, международное сотрудничество, создание временных проектных групп).
8. Формирование исполнительного инструмента реализации КИП.
9. Утверждение ГЧП-механизмов, объемов и источников федеральной и региональной поддержки.
В рамках разработанного ФГБУ «РЭА» комплексного инвестиционного проекта модернизации системы теплоснабжения Мурманской области на 2015 – 2030 годы были оценены эффекты от реализации КИП в сфере теплоснабжения. По расчетам годовая величина необходимой валовой выручки объектов теплогенерации в Мурманской области снижается с 26,5 млрд. руб. до 20,7 млрд. руб. или на 5,8 млрд. руб. в ценах 2015 года. В течение нормативного срока службы новых эффективных объектов теплогенерации продолжительностью 30 лет, совокупный экономический эффект составит 73,8 млрд. руб. в ценах 2015 года. При этом удастся практически полностью уйти от субсидий из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов (по 2015 году объем субсидий составил 2,5 млрд. рублей).
- Топливные и энергогенерирующие компании – расширение рынков сбыта с подтвержденными в рамках разработанных инвестиционных проектов объемами перспективного потребления энергетических ресурсов, реализация проектов на принципах ГЧП с привлечением государственного софинансирования;
- Электросетевые компании - развитие электросетевой инфраструктуры с определенным источником возврата финансирования, реализация проектов на принципах ГЧП с привлечением государственного софинансирования;
- Промышленные предприятия, реализующие инвестиционные проекты – обеспечение объектами инфраструктуры и необходимыми энергетическими ресурсами, реализация проектов на принципах ГЧП с привлечением государственного софинансирования;
- Федеральные и региональные органы исполнительной власти РФ - обеспечение социально-экономического развития (привлечение инвестиций, развитие инфраструктуры и промышленного производства, создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений в бюджеты разных уровней);
- Финансовые институты – предоставление финансирования в реализацию КИП.
Контактная информация
Мартьянов Михаил Юрьевич
Руководитель департамента проектного финансирования
+7 (495) 789-92-92 доб. 20-33
Рябинин Антон Сергеевич
Начальник отдела сопровождения комплексных инвестиционных проектов
+7 (495) 789-92-92 доб. 21-48